ПРОФИЛАКТИКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ
Информация для родителей
С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения значительно увеличилось количество детей, увлекающихся компьютерными играми.
Виртуальный мир компьютерных игр, в которые играют дети, зачастую жесток и беспощаден, настроен враждебно к виртуальному герою. Сам же герой противостоит этому миру, имея для этого всё необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а те, в свою очередь, пытаются «убить» его. Ребенок, находясь, длительное время в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей враждебно настроены, и мир в целом является более опасным, чем есть на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом к неосознаваемому изменению своего отношения к миру, обществу, к себе самому, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации, повышению уровня тревожности, и стрессу. В результате бесконтрольного времяпровождения у компьютера дети становятся излишне раздражительными, вспыльчивыми, эмоционально неустойчивыми.
Родителям необходимо уделять внимание тому, сколько времени ребенок тратит на игры в Интернете или гаджетах. Игры в гаджетах детям до двух лет не рекомендуются. Быстрая смена кадров на экране отрицательно воздействует на развитие мозга, который в этот период как раз учиться создавать образы. Виртуальные игры лишают детей возможности избирательно направлять свое восприятие и память. Рост речевых расстройств у детей в последнее время специалисты связывают с тем, дети проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.
Игровая и компьютерная зависимость развивается не одномоментно и имеет несколько стадий.
Увлечённость на стадии освоения компьютера свойственна ребёнку в первый месяц после приобретения гаджета. Это для него необычно, забавно и чрезвычайно интересно. В норме, долгое сидение за компьютером, не превышает одного месяца, а затем интерес идёт на убыль. Происходит нормализация режима, и ребёнок легко переключается на что-то другое более для него интересное. Но если выхода из данной стадии не произошло родителям необходимо подумать о возможной зависимости.
Состояние возможной зависимости характеризуется сильной погружённостью в игру, пребыванием за компьютером более 3 часов в день, снижением уровня учебной мотивации, падением успеваемости, повышением эмоционального тонуса во время игры, негативным реагированием на любые препятствия, мешающие игре. В общении любимой темой становиться обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, нарушается сон и аппетит.
Выраженная зависимость определяется тем, что ребёнок не контролирует себя, становиться эмоционально неустойчивым, в случае необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, проявляет агрессию в отношении того, кто выключил компьютер. Появляется неряшливость в одежде, безразличие ко всему, что не касается его увлечения, пропуски уроков, снижение успеваемости. Становятся характерными тревожность и возбудимость, рассеянность внимания вне игровой деятельности. Очень сильно заметно угасание интереса к живому общению, происходит полная замена друзей компьютером.
Если ребёнок не получает квалифицированной помощи на данной стадии, зависимость прогрессирует.
Клиническая зависимость или игровое расстройство может быть диагностировано в том случае, если модель поведения отличается достаточной степенью тяжести и влечёт за собой значительные нарушения в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной других важных функциональных сферах жизни человека. Специалисты выделяют следующие диагностические критерии игрового расстройства: 1) полное сосредоточение на игре; 2) прекращение игры вызывает у подростка беспокойство и повышенную раздражительность; 3) постепенное увеличение времени, затрачиваемого на игры; 4 )неспособность самостоятельно прекратить игру или сократить её продолжительность; 5) постепенный отказ от других занятий и потеря интереса к другим увлечениям; 6) сосредоточенность на игре, несмотря на ясное понимание негативных последствий её продолжения для собственной жизнедеятельности; 7) сокрытие от членов семьи или других лиц количества реально затраченного на игру времени; 8) ослабление негативных эмоций (чувство вины, отчаяние и т.д.), вызванных
текущими жизненными обстоятельствами, при условии предоставления ему возможности играть (уход от проблем); 9) обусловленное игрой снижение
функциональности в работе, учёбе или социальной жизни. Если хотя бы 5 признаков наблюдаются у подростка в течение 12 месяцев, специалисты могут диагностировать игровое расстройство.
Лечение игрового расстройства
Общепризнанных мер по лечению игрового расстройства в настоящее время не существует, поскольку патогенез игрового расстройства еще не до конца изучен. Большинство современных методов основываются на опыте лечения психических расстройств, связанных с употреблением психо-активных веществ. Ученые пришли к мнению, что в основе патологического влечения к видеоиграм и в зависимости от психоактивных веществ лежат сходные нейробиологические механизмы. Кроме того, у страдающих игровым расстройством пациентов часто наблюдаются и другие сопутствующие психические расстройства Меры по лечению игрового расстройства, как правило, включают психотерапию (индивидуальную, групповую, семейную, школьную), медикаментозное и комплексное лечение
Профилактика игрового зависимости
Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а всего лишь как к одному из бытовых приборов.
Компьютерные игры всегда несовершенны. Их производители заинтересованы в том, чтобы игры продавались и менялись как можно чаще.
Своеобразная цензура родителями компьютерных игр – вещь совершенно необходимая. Никто, кроме самих родителей не сможет этого сделать. Каждая игра, попавшая в руки ребёнка, должна вначале проиграться кем-то из родителей. Необходимо вникнуть в её содержание, постараться ответить на вопросы: «Что даст эта игра моему ребёнку?», «Какие качества личности она в нём разовьет?», «Есть ли в данной конкретной игре опасная для ребёнка информация и не разовьет ли она у него агрессивного стиля поведения?».
Компьютерная игра должна:
1. Развивать.
2. Не содержать бранных слов и выражений.
3. Не формировать циничного отношения к действительности.
4. Не содержать агрессивной информации.
5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.
6. Не учить противозаконным поступкам.
7. Не уродовать внешний облик человека.
8. Не содержать сексуальной тематики.
Врачи и психологи рекомендуют для детей 7-12 лет безопасное время за компьютером 30 минут в день, не чаще чем 1 раз в два дня. Для подростков 12-14 лет – 1 час в день, от 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребёнком за компьютером –1,5 часа в день.
Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.
Необходимо делать для всей семьи выходной день один раз в неделю, когда гаджетами никто не пользуется вообще.
Прежде, чем разрешить ребенку играть в компьютерную игру родителям необходимо познакомить своего ребёнка с временными нормами игры или работы с гаджетами и регулярно осуществлять цензуру компьютерных игр и программ; не позволять ребёнку бесконтрольно выходить в интернет, установить запрет на вхождение определённой информации
Вместе с подростком пройдите тест на интернет-зависимость
(автор С.А. Кулаков).
Нужно ответить на вопросы и оценить по пятибалльной шкале влияние Интернета на твою жизнедеятельность. Ответы даются по 5 – балльной шкале: 1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда
Вопросы.
1. Как часто ты обнаруживаешь, что задержался/ась в сети дольше, чем задумывал/а?
2. Как часто ты забрасываешь свои домашние обязанности для того, чтобы провести больше времени в сети?
3. Как часто ты предпочитаешь развлечения Интернета общению с близкими и друзьями в живую?
4. Как часто ты строишь новые отношения с друзьями по сети?
5. Как часто твои знакомые жалуются по поводу количества времени, которое ты проводишь в сети?
6. Как часто от времени, проведенного в сети, страдает твоя учеба/ работа?
7. Как часто ты проверяешь свою электронную переписку, прежде чем заняться чем-то другим?
8. Как часто страдает твоя эффективность или продуктивность в работе из-за использования Интернета?
9. Как часто ты сопротивляешься и секретничаешь, когда тебя спрашивают о том, что ты делал/а в сети?
10. Как часто ты отодвигаешь на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?
11. Как часто ты обнаруживаешь у себя предвкушение следующего выхода в сеть?
12. Как часто ты боишься, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
13. Как часто ты огрызаешься, кричишь, или действуешь раздраженно, если что-то беспокоит тебя, когда вы находишься в сети?
14. Как часто ты теряешь сон из-за поздних ночных сеансов в сети?
15.Как часто ты чувствуешь, что поглощен/а Интернетом, когда не находишься в сети, или воображаешь, что ты там?
16. Как часто ты замечаешь за собой слова "еще пару минут...", когда находишься в сети?
17. Как часто ты пытаешься урезать свое время пребывания в сети и терпишь неудачу?
18. Как часто ты пытаешься скрыть количество времени, проведенного тобой в сети?
19. Как часто ты выбираешь провести больше времени в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
20. Как часто ты чувствуешь подавленность, плохое настроение, нервничаешь, когда не в сети, что вскоре исчезает, стоит тебе выйти в Интернет снова?
Суммируй полученные баллы. Если сумма баллов 50 – 79 тебе стоит учесть, серьезное влияние сети на твою жизнь. Подумай над тем, как разнообразить свою жизнь и уменьшить время «залипания» в Интернете.
Если сумма баллов 80 и выше, у тебя серьезные проблемы, тебе необходима помощь психолога.
В.М. Шукан,
координатор Центра дружественного подросткам
«Доверие» г. Минска, психолог