Профилактика травматизма на уроках физической культуры

Профилактика детского травматизма – одна из важнейших задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит учащихся к травмам и ухудшению здоровья.

Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры являются:

  • Недочеты в организации и методике проведения уроков : это непродуманная организация урока, проведение занятий в отсутствие учителя, отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, техническая и физическая подготовленность учащихся.
  • Неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние спортивных залов и площадок : плохая вентиляция, недостаточная освещенность мест занятий, запыленность, низкая температура воздуха. Неблагоприятные метеорологические условия: дождь, снег, сильный ветер и др.
  • Недостаточное материально-техническое обеспечение: плохая подготовка мест занятий и инвентаря, плохое крепление снарядов, малые залы, отсутствие зон безопасности, жесткое покрытие и неровности дорожек.
  • Скученность детей во время занятий.
  • Низкий уровень воспитательной работы , нарушения дисциплины, поспешность, невнимательность учителя и учащихся.
  • Отсутствие медицинского контроля . Допуск к соревнованиям без прохождения врачебного осмотра, невыполнение учителем врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после заболеваний, по ограничению нагрузок, комплектованием групп в зависимости от степени подготовленности учащихся.

Общие правила предупреждения травматизма:

· Перед каждым занятием (тренировкой) сначала выполните общую разминку. Разминка позволяет разогреть мышцы и привести их в рабочее состояние.

· Соблюдайте в зале порядок и меры безопасности. Ведь в зале занимается не один человек, важно соблюдать установленные меры безопасности, ведь это может повредить не только вам, но и окружающим людям.

· В процессе тренировки необходимо использовать только исправные тренажеры, тренировочные приспособления и снаряды. Неисправные тренажеры могут привести к травме.

· Никогда не отвлекайтесь при выполнении силовых упражнений.

· Применяйте правильную технику выполнения силовых упражнений.

· При работе с предельными и большими весами не забывайте о страховке. Желательно чтобы страховку выполнял тренер.

· Силовые нагрузки увеличивайте постепенно.

Во время занятий (тренировок) необходимо исключить те упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения. Боль – сигнал, предупреждающий о возможности получения серьезной травмы. Если боль возникла во время выполнения упражнения, то наиболее вероятными причинами могут быть недостаточная разминка, неправильно выполняемое движение или неадекватная (слишком большая) величина отягощения, приводящая к травмам мышц и связок.

В профилактике травматизма на уроках физической культуры первоочередной задачей надо считать изучение причин, обстоятельств и условий происхождения травм на основе тщательной и полной их регистрации. Расследования каждого несчастного случая на месте позволяет установить истинную причину травмы. Статистическое изучение травматизма вскрывает связи, закономерности, указывающие пути устранения его причин.

 

Используемая литература:

1. Г.С. Юмашев Травматология и ортопедия - М «Медицина» 1977г.

2. Государственный образовательный стандарт. Физическая культура. – М., 1993г.

3. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьника. - М,1998г.

4. Программа физического воспитания с оздоровительной направленностью учащихся сельских начальных малокомплектных школ. - М.: «Просвещение», 1992г.

5. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 –11 классов. - М., :«Просвещение», 1996г.

Автор врач-травматолог Ажищенков Павел . Анатольевич.

поделиться в: